Ёпт: подняла эту запись потому, что вновь перечитала сию "детскую" книжку, и пост опять стал для меня актуален...




«Тим Талер» прочитан…
В целом, это произведение напомнило мне «Капитана Крокуса». Тоже детская книжка со взрослыми проблемами.

Да, ещё, к слову о впечатлениях, надо меньше пить научиться воспринимать книги не только через призму классики, т.к. теперь клетчатый костюм у меня неразрывно ассоциируется с Фаготом. Ну, Бегемот – это уже просто прямая наводка.

Теперь к книге…
Интересно, если бы автор так явно не принижал барона, выглядел бы он таким же злым и омерзительным в глазах детей? И так ли негативно было его влияние на Тима?
На секунду представил, что мальчика воспитывала бы мачеха.
Из него вырос бы маленький зашуганный зверёныш.
На другую секунду представим, что Тим не нашёл бы барона и остался с Рикертом или Крешимиром.
Из него вырос бы доверчивый добряк.
Но в момент становления личности возле мальчика оказался барон. Строгий, сдержанный, воспитанный, хитрый, умный…
Да, Треч преследует свои цели, но то, какими средствами он это делает, вызывает непонятное чувство. И оно отнюдь не негативное.
Со странным чувством непонимания, рассеявшимся потом, я читала момент с люстрой. Ведь получается, что по началу Треч просто пытается завоевать доверие Тима, т.к. он уже понял: «Нет, я явно недооценивал этого мальчика». Но потом падает люстра, и барон «сгорбившись, усталой походкой окончательно выдохшегося человека» идёт к двери. И затем появляются слова «неудачная попытка завоевать расположение», «оказался побеждённым» и… «что-то новое для барона, совсем неожиданное»!
Тим также своим смехом научил барона некоторым вещам, доселе ему неизвестным…
Так всё же интересно, кто больше потерял, а кто приобрёл от этого вынужденного существования бок о бок?
Так как в книге явным текстом написано, что Треч – редкая зараза и вообще – бяка, то абсолютно непонятна позиция Джонни. При таких колоритных злодеях до мозга костей должны быть не менее колоритные положительные-расположительные герои. А Джонни советует:
«Ты не мог бы сделать ничего лучшего, чем разнести эту люстру. Такого этот господин просто не переносит!»
и
«Я хочу сказать, что тебе надо всегда разносить люстры, если барон вздумает снова тебя допекать».
Естественно, что от такого бережливый барон будет не в восторге.
И вообще интересно. Барон, которому от Тима, кроме смеха, ничего не надо, постоянно пытается как-то «выкрутиться» перед ним. Одни его замечания про то, что обстановка в замке – не его рук дело – реакция на то, что Талеру явно не понравился интерьер – дорогого стоят. Уж слишком это нарочито звучит.
Опять автор тыкает в приобретенное качество Тима: «Тим, сопровождая повсюду барона, научился самообладанию и дисциплине».
Ага. Умненький-разумненький Тим. А у кого он подцепил эти хорошие качества – промолчим.
Хотя Наследник-Тим не перестаёт быть Тимом-из-маленького-переулка. И когда он занимает у Треча смех, ему становится жалко барона. Нет, не жалко… он испытывает сочувствие – разные вещи, но сути не меняет. Свои хорошие качества Талер сохранил, но на них наложились ещё и чувства и хорошие манеры, как проекция с барона.
И опять же Треч. Кто мешал ему передать мокрого с дождя Тима прислуге, чтоб те его высушили и переодели? Нет, он занимается этим сам.
Думается мне, что он, не скрывая от себя самого правды, чего категорически не делает Тим, видящий всё в розовом цвете, понимает, что ему есть чему поучиться у мальчика. Ну и закрепиться в новом ему статусе обладателя смеха. А может идея из области фантастики одинокий барон просто… ладно, тему развивать не будем.
И к концу книги замечаешь, что барон, выпроваживающий мачеху Тима, и сам мальчик практически поменялись ролями. Треча, видится мне, что-то держит возле мальчика. Ведь при его изворотливости, он давно бы выманил всё, что ему надо.
И мне бы хотелось, чтобы Тим всё-таки вернулся в замок. Как-то неестественно выглядит конец книги: для мальчика с такими приобретёнными манерами остаться в компании Рикерта, Крешимира и Джонни было бы не странно, конечно, вполне объяснимо, но противоестесственно, наверное...